Шевчук Денис Александрович
Главная страница экономического сайта
Переподготовка, повышение квалификации
Программа
вступительного экзамена по специальности для поступающих в аспирантуру
Часть 1. Экономика
(введение в экономику, микроэкономика, макроэкономика) 1. Введение в экономику
1. Предмет и функции экономической теории
Место экономической теории среди других социальных наук. Функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими отраслями науки и ее ограничения. Особенности предметов микро- и макроэкономики и главное различие между ними
. Периодизация истории человечества на .основе смены производства. Цивилизационный подход к периодизации, его основная идея.2. Общие проблемы экономического развития
Объективные условия и противоречия экономического развития. Потребности общества и экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Изменение количества и качества ресурсов. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей.
Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Возможные модели экономических систем: традиционная система, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. Решение основных экономических проблем в разных экономических системах.
3. Рыночная экономика: структура и функции
Причины возникновения и организация рыночной экономики. Ограниченность ресурсов. Разделение труда Организация рыночной экономики. Функции рынка. Рынок и государство Российский вариант возрождения рынка, особенности рыночной экономики, условия ее становления и развития в России. Критерий выбора рыночной модели.
Частная собственность как основа рыночной экономики. Собственность как экономическая категория. Правоотношения собственности. Траст. Полное хозяйственное владение. Виды и формы собственности.
Экономическая конкуренция. Рыночная структура Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Ценовая дискриминация.
Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в Рос
сии.
II. Микроэкономика
4. Спрос и предложение
Спрос и его изменение. График спроса. Изменение кривой спроса
Предложение товаров на рынке. График предложения. Цена и объем предложения товаров. Особенности рыночного предложения.
Рыночное равновесие 'и равновесная цена. Эластичность спроса. Показатель ценовой эластичности. Варианты эластичного спроса.
Эластичность предложения. Влияние эластичности цен и предложения на торговую выручку. Нарушение рыночного равновесия цен. Равновесная рыночная цена. Контроль над ценами.
Потребительское поведение и потребительский выбор. Равновесие в потреблении. Графики безразличия, их сущность. Особенности экономического' поведения потребителя.
5. Анализ экономических издержек производства
Сущность, структура, общая характеристика и классификация издержек. Альтернативные издержки. Влияние анализа издержек на принятие решений руководством фирмы по ее поведению на рынке и объему производства в краткосрочном и долгосрочном периоде. Издержки и себестоимость. Отличие издержек производства от себестоимости. Издержки фирмы в долговременном периоде. Графики издержек и анализ возможностей функционирования фирмы.
Минимизация издержек. Выбор факторов производства. Основные направления уменьшения издержек производства фирмы.
6. Ценообразование на факторы производства
Рынки факторов производства. Формирование рыночных инфраструктур Собственность и распределеяие доходов в обществе. Классические принципы ресурсоиспользования. Формирование рыночных инфраструктур в российской экономике.
Особенности спроса и предложения основных факторе производства. Спрос на факторы производства. Предложение факторов производства.
Включение земли, ее ресурсов и недвижимости в товарооборот как ресурсов на рынках факторов производства. Рента. Рынок ” рентные отношения. Дифференцированная рента. Экономическая рента: содержание, виды и факторы ее определяющие.
Рынок труда. Заработная плата. Различия в заработной плате! Отклонение от равновесия рынков труда и безработица.
Рынок капитальных активов. Доход на капитальные активы. Дисконтирование.
Цена: содержание, факторы формирования и механизм установления.
Производственная функция (“затраты-выпуск”) и спрос на ресурсы. Применение производственной функции для расчетов объема выпуска продукции фирмой и количества необходимых ресурсов. Предельная доходность ресурсов и фирма.
Закон взаимозамещения ресурсов и ценообразование на факторы производства. Условия равновесия фирмы. Минимизация-издержек. Максимизация прибыли. Связь между собой минимизации издержек и максимизации прибыли с ценообразованием на рынках факторов. производства. Изменения спроса фирмы на факторы производства при минимизации издержек и максимизация прибыли. Способы противодействия снижению доходов фирмы
Современные проблемы ценообразования в России.
7. Распределение доходов в рыночной экономике
Экономическая природа прибыли. Прибыль как доход и как плата. Размер прибыли. Процент на капитал: сущность, динамика и ее факторы. Равновесный уровень ставки процента с капитала. Важнейшие факторы ставки процента. Ссудный процент. Определение текущей ценности ресурсов - дисконтирование. Динамика процента и его факторы.
Экономическая природа заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Спрос на рабочую силу. Факторы, определяющие спрос на рабочую силу. Связь заработной платы и предельного продукта.
8. Формы и структура предпринимательской деятельности
Предприниматель как собственник капитала и Имущества или как организатор предпринимательской деятельности на'Основе финансовых средств, привлекаемых со стороны (заемных средств или арендованного имущества).
Частное (индивидуальное) и коллективное предпринимательство.
Основные экономические субъекты в структуре Предпринимательской деятельности: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры и их отличия по целям деятельности субъекта рыночных отношений.
Современные формы предпринимательской деятельности Понятие “предпринимательская структура”. Классификация предпринимательских структур по целям деятельности субъекта рыночных отношений. Особенности и характер деятельности фирм, банков, страховых и трастовых компаний и инвестиционных структур.
Стимулы активности и риск предпринимательстве.
9. Фирма как основное организационно-экономическое звено рыночной экономики
Фирма как организационно-хозяйственная единица, осуществляющая свою производственную или коммерческую деятельность в различных областях (промышленность, торговля, строительство, транспорт). Виды хозяйственной деятельности фирмы: производственно-сбытовая, инновационная, торгово-посредническая, консультационная, инжиниринговая, патентно-лицензионная, торговля ценными бумагами и т.д.
Фирма как юридическая самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью. Организационно-правовое обеспечение деятельности фирмы.
Основные функции и состав фирмы. Предприятие и его основные функции как субъекта рыночной экономики. Бизнес-план - основа организации фирмы. Состав, функции и структура бизнес-плана.
Трудовые отношения на фирме и их содержание. Регулирование трудовых отношений государством и изменение роли профсоюзов в России.
Ш. Макроэкономика
10. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение
Система рынков: частичное и общее экономическое равновесие. Условия равновесия по Л.Вальрасу. Модель, описывающая равновесие в сфере обмена. Модель, описывающая общее экономическое равновесие. Модель П.Сраффы.
Совокупный спрос и совокупное предложение. AD-AS-анализ общего экономического равновесия. Формирование экономического равновесия.
Сбережение, потребление, инвестиции: склонность к сбережению, склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению.
Усиление влияния инвестиций и государственных расходов на ВНП. Мультипликативный эффект.
Ситуация общего экономического равновесия, одновременно складывающаяся на рынках товаров и денег. IS-LM-анализ макроэкономического равновесия. Ключевые параметры общего экономического равновесия и система национальных счетов.
Рыночное равновесие как нормальное состояние реальных экономических систем.
11. Государственное регулирование экономики. Система антиинфляционных мер
Роль государства как субъекта рыночных отношений.
Совокупный спрос и совокупное предложение. Классическая модель. Кейнсианская модель.
Экономические функции государства в рыночной экономике и инструменты их реализации. Создание и регулирование правовой основы. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов.
Кредитные методы регулирования рыночной экономики. Кредитные операции банков: виды, эффективность, перспектива развития.
Инфляция: определение, измерение, формы, причины и механизм. Социально-экономические последствия инфляции.
Экономическая политика в условиях инфляции: адаптационная политика, антиинфляционные меры, компромиссы в борьбе с инфляцией.
12. Денежно-кредитная система
Сущность денег. Функции и виды денег. Кредитная система государства: сущность, структура. Особенности кредитной системы в России. Денежный рынок. Проблема стабилизации рубля.
Банковское дело. Банковские резервы, активы и пассивы банка. Операции банков: депозитные, забалансовые, операции по лизингу, операции по факторингу, покупка ценных бумаг. Доходные инвестиционные активы банка. Центральный банк: функции и основные инструменты кредитно-денежной политики.
Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг. Финансовая биржа.
Целя и основные объекты денежно-кредитной (монетарной) политики государства. Инструментарий денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, политика учетной ставки, изменение норматива отдельных резервов.
Макроэкономические последствия денежно-кредитной политики. Кредитное воздействие на развитие производства: формы, способы и эффективность.
13. Финансовая система
Общее понятие о финансах, финансовой системе и финансовой политике государства. Государственный бюджет: содержание, состав и основные функции.
Финансовая политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика). Государственные расходы и совокупный спрос. Налоги и объем ВВП. Политика встроенных стабилизаторов.
Теория и практика налогов. Сущность и функции налогов. Виды налогов и их ставок. Основные концепции налогообложения. Основные налоги: подоходные налоги, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Бюджетный дефицит и способы его покрытия. Государственный долг.
14.
Международные аспекты экономического развитияПроцесс интернационализации экономики и его формы.
Мировая торговля. Интеграционные и транснациональные факторы хозяйственного сближения. Международное разделение труда.
Формы мировых экономических отношений. Вывоз капитала. Всемирная инфраструктура. Научно-технический прогресс и структура экспорта.
Национальная валютная система. Мировая валютная система. Особенности установления валютного курса на основе золотого стандарта. Система фиксированных и плавающих курсов валют. Основные направления воздействия колебаний валютных курсов на экономическую ситуацию.
Межгосударственные структуры, действующие в валютно-финансо-вой среде. Учет платежей по международным операциям.
15. Проблемы экономического роста и цикличность развития экономики
Понятие экономического роста. Типы и факторы экономического роста. Ресурсы экономического роста. Двухфакторная и многофакторная модели экономического роста.
Цикличность как форма экономического развития. Сущность цикличности. Типы экономических циклов. “Длинные волны” Н. Кондратьева. Особенности экономического развития в России.
Универсальные модели экономического роста. Модель “затраты - выпуск”. Кейнсианские модели и другие современные модели экономического роста. Сущность и применение межотраслевого баланса (по ВЛеонтьеву).
Возможности и применение современных экономико-математических моделей для исследования процессов экономического развития и роста, а также для прогнозирования развития и управления экономикой.
Часть 2. Менеджмент и маркетинг
(общая теория менеджмента, основные функции управления, технология менеджмента, маркетинг)
I. Общая теория менеджмента
16. Предмет общего и специального менеджмента
Предмет и сущность общего менеджмента, его понимание как системы.
Менеджмент и управление. Сущность управления. Система управления. Управляющая и управляемая системы, взаимодействие между субъектом и объектом управления. Прямая и обратная связи. Основные сферы управления: управление технологическими процессами;
управление персоналом; управление процессами в живых организмах. Управление в социально-экономической сфере. Управление социальными системами. Организационное управление. Особенности организационного управления. Системы организационного управления.
Понятие специального менеджмента. Основания специализации: сфера деятельности, тип организации, доминирующие методы, средства и инструменты.
17. Эволюция и основные тенденции развития менеджмента
Этапы развития и основные достижения управленческой мысли . Развитие теории и практики управления до XX века. Школы управленческой мысли: школа научного управления, классическая (или административная) школа управления, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа науки управления (количественный подход). Основные подходы к управлению: подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный подход.
Современные проблемы управления и основные тенденции в развитии менеджмента. Особенности американского и японского менеджмента. Пути становления и развития менеджмента в России.
18. Функции менеджмента. Основные принципы управления
Основные функции менеджмента: анализ и прогнозирование, целе-полагание и планирование, организация взаимодействий и полномочий, мотивация и стимулирование, координация и регулирование, учет и контроль.
Сущность и классификация методов управления социально-экономическими процессами. Социально-психологические, экономические и организационные методы менеджмента. Технологии управления: приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Формирование современных технологий менеджмента. Особенности современного менеджмента и основные направления совершенствования технологии менеджмента.
Содержание, значение и применение основных принципов управления. Принципы правовой защищенности управления; оптимизации управления; оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении; сочетания прав, обязанностей и ответственности (единства команды); демократизации управления; соответствия занимаемой должности. Эволюционное
развитие содержания принципов управления.II. Основные функции управления
19. Планирование
Планирование как функция управления фирмой. Общие и специфические цели фирмы. Требования к целям: конкретность и измеримость;
ориентация во времени; достижимость. Задачи планирования. Устранение отрицательного эффекта неопределенностей и изменений. Определение главных задач фирмы. Содержание и сущность планирования развития фирмы: стратегического планирования (прогнозирования) и бизнес -планирования, планирования маркетинга, планирования производства, планирования менеджмента.
Планирование производства: долгосрочное (перспективное), среднесрочное, текущее (бюджетное, оперативное) планирование.
Степень охвата этапов жизненного цикла и цикла разработки продукции.
Основные методы и содержание планирования и обоснования планов, технико-экономическое обоснование, балансовый метод, экономико-математические методы, программно-целевые методы планирования. Маркетинговая ориентация управления. Пути и методы реализации планов и достижения целей фирмы. Планы и программы реализации стратегии и главных задач фирмы.
Формы представления планов. Сетевое планирование. Графики Гантта.
Прогнозирование, его роль и значение в планировании. Основные понятия: прогноз, прогнозирование, предсказание, предвидение, поисковый прогноз, нормативный прогноз. Основные методы прогнозирования. Выбор метода прогнозирования. Применение методов экстраполяции. Экспертные методы. Сценарный подход к прогнозированию и анализу развития фирмы. Применение математические методов и экономико-математического моделирования для прогнозирования развития и функционирования фирмы.
20. Организация
Сущность и содержание функции организации в механизме менеджмента. Организация как функция управления. Пути реализации функций организации: организационного (административного) и оперативного управления. Основные методы организационной функции: регламентирование, нормирование и инструктирование. Основные функции организационного управления. Основные функции оперативного управления: обеспечение нормального (или оптимального) функционирования фирмы в соответствии с планом, периодический и повседневный контроль за деятельностью фирмы и осуществление корректировок в плане.
Организация как структура. Структура как способ организации системы. Требование соответствия организационной структуры фирмы ее целям. Определение структуры фирмы (организации как структуры), установление взаимосвязей, распределение функций между структурными компонентами (подразделениями) и координация работы между подразделениями фирмы, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
21. Контроль
Сущность и назначение контроля. Контроль выполнения и коррекция план и планов фирмы. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Процессы контроля: установление стандартов, измерение и оценка отклонений, выбор вариантов - линии поведения.
Контроль и контроллинг. Контроллинг как специфическая управленческая концепция. Взаимосвязь контроллинга со стратегическим планированием. Сущность и характеристики мониторинга развития социально -экономической системы. Общая схема работы, классификация сертифицируемых состояний и шкала оценок, показатели результатов мониторинга.
22. Мотивация и стимулирование труда
Мотивация и ее место в системе управления персоналом. Иерархия потребностей и мотивация личности. Система эффективного стимулирования труда. Материальное стимулирование, мотивация трудом и карьерой, мотивация средой. Обоснование мотивов. Адекватное вознаграждение и теория ожиданий.
Мотивация и стратегии поведения в малом и среднем бизнесе. Мотивы и стимулы поведения потребителей. Мотивация и поведение торговых посредников.
Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
III. Технология менеджмента
23. Стратегический менеджмент
Выбор миссии, выработка цели и стратегии фирмы. Цели, задачи и основные этапы стратегического управления. Программа фирмы. Анализ внешней среды. Управленческое обследование сильных и слабых сторон фирмы. Анализ хозяйственного портфеля фирмы. Изучение стратегических альтернатив. Стратегическое планирование, его основные стадии. Создание и поддержание стратегического соответствия между целями фирмы и ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Типология стратегий организации. Маркетинговая ориентация менеджмента. Методы и содержание стратегического планирования. Планы и программы реализации стратегии. Распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Прогнозирование развития фирмы. Назначение и возможности экономико-математических моделей и методов моделирования. Применение сценарного подхода к прогнозированию. Технология сценарного подхода и основные этапы разработки сценариев экономического и организационного развития фирмы. Формулирование альтернативных, путей развития, определение исхода и оценка альтернатив. Выбор наиболее вероятного варианта развития. Учет неопределенностей, противодействующих факторов или действий конкурирующих сторон. Анализ и интерпретация выбранных сценариев и формулирование выводов. Оценка безопасности, риска и ущерба.
24. Бизнес-планирование
Сущность и назначение бизнес-плана, его основные адресаты и направления использования. Реализация конкретной рыночной программы одного товара или услуги на одном сегменте рынка.
Структура бизнес-плана, его основные качественные и количественные характеристики. Титульный лист и резюме бизнес-плана, общая характеристика продукции (услуг); оценка рынков и каналов сбыта, конкуренция на рынке; стратегия маркетинга; план производства продукции;
кадровый план и план обучения; оценка рисков и страхование; финансовый план; юридический план. Стратегия финансирования: график достижения безубыточности; чистая приведенная величина дохода; внутренняя норма доходности; срок окупаемости; рентабельность.
25. Управление инвестициями (инвестиционный менеджмент) Накопление капитала и его инвестирование. Вложения на возмещение и прирост основного капитала. Источники финансирования: амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль, использование долгосрочных кредитов и эмиссии ценных бумаг. Ограничения по инвестициям. Основные направления принятия инвестиционных решений. Финансовые инструменты инвестиционного менеджмента.
Понятие и структура инвестиционного проекта. Экономический, организационный, социально-политический анализ, анализ выгод и затрат. Формирование портфеля инвестиций. Критерии и показатели оценки проектов. Дисконтирование. Процентная ставка. Оценка суммы и графика затрат. Финансовое планирование и контроль. Вложение средств в ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. Инвестиционные банки. Реальный и номинальный курс рубля и валютная эффективность проекта. Финансовые инструменты селективной структурной перестройки производства. Лизинг. Промышленные и другие инвестиции. Государственные инвестиции. Инвестиции зарубежных компаний. Анализ возможных поставщиков и международно-правовые ограничения по возможностям приобретения технологий и оборудования.
26. Инновационный менеджмент
Управление инновациями как направление стратегического управления. Определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы. Структура инновационной деятельности. Жизненный цикл продукта.
Управление инновационными процессами: приоритеты, методы, формы и процедуры. Основные направления инновационных процессов. Организационное развитие и инновации как фактор развития. Диагностика стратегии и технология организационного развития. Нематериальные инновации.
Предпринимательство как инновационный процесс. Разработка и внедрение новой продукции. Коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое производство. Привлечение потребителей к разработке новой продукции. Предпринимательские стратегии. Коммерческая инженерия и финансовые инновации.
Психологическое обеспечение реорганизации. Необходимость и требование системности социально-психологического сопровождения процессов реорганизации. Управленческое консультирование. Возможные психологические барьеры и технологии их преодоления в процессе реорганизации.
28. Экономический анализ фирмы.
Анализ экономического потенциала фирмы, основные показатели:
основной капитал; количество и стоимость произведенной продукции; число и размещение основных производственных и сбытовых предприятий фирмы; характеристики инфраструктуры фирмы; размеры и размещение прямых капиталовложений фирмы в предприятия; научно-исследовательский потенциал фирмы.
Анализ хозяйственной деятельности фирмы: показатели общих расходов (расходов на маркетинговую деятельность, на исследование и развитие, накладные расходы, административные расходы, расходы на совершенствование продукции, расходы на поставку продукции и т. д.); показатели поступления и расходования средств; показатели использования средств.
29. Экономические методы управления
Сущность и содержание экономических методов управления. Коммерческий расчет как важнейший метод хозяйствования: соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства. Функции экономических методов управления, экономические рычаги и инструменты: политика ценообразования, разработка и внедрение новой продукции, повышение качества продукции, повышение производительности труда и т.д.
Внутрифирменный расчет: количество, качество и сроки поставляемой продукции, хозяйственные отношения между предприятиями (подразделениями) на основе трансфертных цен, минимизация затрат и г. д.
Цены и механизм ценообразования: определение уровня цены, методика расчета цены.
Конкурентоспособность фирмы. Оценка ее конкурентных возможностей. Меры по обеспечению конкурентоспособности фирмы.
30. Управление персоналом
Сущность, содержание и задачи управления персоналом. Структура функций и организация управления персоналом. Разработка и проведение кадровой политики в фирме. Принципы подбора и расстановки кадров. Стадии развития управления персоналом в рамках концепций “экономическою”, “психологического”, “профессионального”, “социального” человека.
Методы и практика отбора и оценки кадров. Источники удовлетворения потребностей фирмы в кадрах. Рациональные формы отбора персонала. Внешний и внутренний найм, “покупка” кадров.
Подготовка персонала, формирование кадров. Содержание и методы подготовки кадров. Государство и бизнес в образовании. Соотношение экономической эффективности и социальной справедливости в образоваии. Конъюнктура рынка образовательных услуг. Эффективность подготовки кадров. Тенденции к интеграции ступеней образования и интернационализации. Особенности подготовки кадров и перспективы развития
системы образования в России.
Методика социально-психологической диагностики межличностного взаимодействия в коллективах. Планирование карьеры работников.
IV. Маркетинг
31. Сущность маркетингового подхода в менеджменте
Становление и развитие маркетинга как практической деятельности на рынке товаров и услуг. Объекты и субъекты маркетинга.
Место маркетинга в системе управления рыночной экономикой.
Цель и виды маркетинга в зависимости от типов рынков и состояния спроса. Основные функции маркетинга: комплексное исследование рынка, ценовая политика, реклама и формирование спроса, организация и стимулирование сбыта, сервисное обслуживание.
Задачи и возможности маркетинга в отношении анализа и прогноза конъюнктуры рынка, оценки конкурентного положения и выбора перспективных сегментов рынка, построения и реализации оптимальной стратегии непротиворечивой тактики действий. Стереотипы восприятия и
другие противодействующие факторы.
Маркетинговые принципы. Методы, этапы и содержание маркетинговых исследований. Маркетинговая окружающая среда: микро- и макросреда. Пути ее формирования и развития. Маркетинговая ориентация
фирмы.
Некоммерческий маркетинг
32. Стратегия маркетинга и его организация
Компоненты маркетинговых стратегий: доминирующие принципы и
ценности, цели и главные решения.
Критерии классификации маркетинговых стратегий: происхождение
и развитие фирмы, ее позиция на рынке, состояние рыночной конъюнктуры, маркетинговые приоритеты. Построение, оценка и отбор оптимальных вариантов маркетинговой стратегии на базе прогнозов результатов и
величины потребных усилий.
Структура, содержание и последовательность разработки плана маркетинга фирмы, его место в бизнес-плане. Причины возможных неудач в маркетинговом планировании. Методы формирования бюджета маркетинга, их преимущества и ограничения действенности. Структура маркетинговых затрат и факторы, определяющие подход к формированию бюджета.
Организация маркетинговой службы и управление маркетинговой деятельностью в фирме. Виды организационных структур маркетинга, их преимущества и недостатки, ограничения действенности. Смешанные организационные структуры.
33. Политика продукта и ценообразование
Основные проблемы товарной политики. Разновидности товарных рынков. Специфика маркетинга объектов различных категорий. Товарные
стратегии.
Качество и потребительские характеристики товара. Типы конкурирующих продуктов. Параметры оценки конкурентоспособности, анализ и позиционирование товара.
Принципы формирования ассортиментных групп. Анализ ассортимента и ассортиментная стратегия. Жизненный цикл товара
и особенности маркетинга на его различных стадиях. Ролевые позиции товарных групп. Обновление товарного ассортимента как главный фактор успеха товарной политики.
Основные проблемы и трудности ценообразования в маркетинге. Ценовые стратегии. Методы ценообразования в маркетинге, условия и границы их применения, методики расчета.
Адаптация цен с учетом эластичности спроса и других реакций рынка на изменения цен. Скидки с цены. Ценовая дифференциация и другие инструменты ценового стимулирования сбыта. Наценки.
Стратегические решения в связи с уровнем ценовой эластичности спроса. Рыночные ловушки и факторы сглаживания реакции рынка на ценовые изменения.
16